Интервью с Александром Тяпочкиным — дизайнером, иллюстратором и художником
1
1630825-06-2015
Разрешите вам представить моего замечательного собеседника — Александр Тяпочкин, графический дизайнер, иллюстратор и художник. Его работы необыкновенно красивы, современны и стильны, а также поражают своим размахом, наполненностью и высочайшим мастерством исполнения. История Александра очень интересна и поучительна — он прошел значительный творческий путь от верстальщика полиграфии до фрилансера-дизайнера со своим именем. Мне самой было очень интересно узнать его мнение по некоторым вопросам, таким как — плюсы и минусы фриланса, технологии создания графических работ, этапы личностного и творческого роста, тренды современного веб-дизайна. В общем, я очень рада, что познакомилась с таким интересным человеком и специалистом. Итак, встречаем!
1. Расскажи пожалуйста о себе — где родился, где живешь сейчас, кто ты по образованию, чем увлекаешься в свободное время?
Привет! Я родился и живу в Москве. По образованию я IT специалист, но в ходе изучения кодов увлекся компьютерной графикой и потом переучился на дизайнера. Было это в 2001 году. Заканчивал несколько курсов, брал уроки рисунка и, конечно, в основном, учился на личном опыте и работал в разных дизайн студиях. Начинал с верстальщика полиграфии. Потом перешел в более творческие проекты. Много занимался дизайном упаковки.
А рисовать и формировать свой стиль я начал гораздо позже, где-то в 2008 году.
Дизайн, иллюстрация и арт — мои основные увлечения, этому и посвящаю основное время. Конечно, много времени уделяю семье (жене и сыну) и еще регулярный спорт пришел в мою жизнь примерно 3 года назад.
2. Как ты стал фрилансером, какова твоя история? Какие плюсы и минусы фриланса?
На фриланс я пришел с наемной работы. 6 лет я проработал в разных дизайн студиях и рекламных агентствах. Были и известные, такие как TBWA и Mildberry. Там, кстати, я и получил основной опыт и знания. Но что то я там заскучал, работая на одних и тех же клиентов, хоть они и были очень крупные и мировые бренды. Но мне захотелось искать свой стиль, делать авторский дизайн, а не следовать бренд букам. С этого все и началось.
В 2008 году ушел на фриланс и до сих пор зарабатываю только фрилансом. Сначала был мой сайт cgart.ru — это портфолио в сфере дизайна. Позже появился AlexSander.pro — там я уже выступаю как художник и иллюстратор под псевдонимом. Таким образом, у меня два разных портфолио. Я постоянно их поддерживаю.
Перейдя на фриланс я сразу понял, что работать по найму в студии это просто халява ). На фрилансе все сложнее. Помимо того, что надо делать непосредственно работу, надо же еще и клиентов искать самому, продвигать себя самому, поддерживать свой сайт, планировать время, общаться с клиентами, и успевать еще многое. В общем куча интересной работы ). Зато сам определяешь свои приоритеты в творчестве и сам управляешь своим временем.
Кстати, я написал большую статью именно по этому вопросу. И недавно выступал с лекцией в Британской высшей школе дизайна. Вот ссылка. Кому интересно узнать реальность о фрилансе, пожалуйста читайте Фриланс: творчество в свободном режиме.
3. Ты больше иллюстратор или графический дизайнер?
Я начинал именно как графический дизайнер, но когда начал заниматься своим стилем в графике, стал получать заказы и как иллюстратор. Кроме того, делаю свои проекты как художник. В этом году участвую в крупной выставке Faces & Laces как раз как художник. Поэтому интересно заниматься разными направлениями, но основной заработок — это конечно графический дизайн и коммерческие проекты. Иллюстрации тоже приносят доход, но нерегулярный. А арт проекты пока, наоборот, убыточны, но за счет них можно хорошо привлечь внимание и заниматься ими, конечно, просто интересно.
4. Расскажи о своих потрясающих иллюстрациях — что за стиль, какова эволюция твоего стиля?
Как я говорил, начал я заниматься своим стилем в иллюстрации только в 2008 году, тогда мне было 30 лет. Я всегда любил стрит арт и граффити и современное искусство, поэтому это все отразилось в моем стиле. Мне хотелось, чтобы он был динамичным, взрывным, ярким. Я рисовал как на бумаге, так и в компьютере. Значения не имело. Просто очень хотелось рисовать, причем не важно что. Постепенно стало что то вырисовываться.
Начинал с персонажей, но любил и абстрактную графику, и шрифты. Выкладывал работы в сеть, и потом пошли уже коммерческие заказы, в том числе и для крупных брендов рисовал рекламу. Я просто всегда рисовал то, что мне нравится, никогда не учился этому специально. Не следовал академическим знаниям. Для меня была важна спонтанность, легкость, момент. Не важно, что это было криво, это просто был я.
В таком духе я и продолжаю рисовать, но сейчас многое уже в стиле упорядочилось, эволюция как то сама собой происходит, это неизбежно, так как интерес и приемы постоянно меняются, и я увлекаюсь новыми тенденциями, вдохновляюсь другими художниками, брендами, студиями.
5. Как ты создаешь свои работы — идея, технология, инструменты?
Бывает, что есть сначала идея. Но это не важно. Бывает что нет идеи, а просто желание что-то рисовать. Я сажусь и рисую с идеей или без нее. Всегда что-то получается, я просто следую внутреннему желанию. Эскизы не очень люблю, просто сразу рисую, если это личный проект. Мне важна спонтанность, легкость и момент.
В случае коммерческой иллюстрации, конечно, сначала идеи, потом эскизы, потом цвет и финальный макет. Коммерческие заказы я делаю на компьютере, так как часто нужно что-то менять и дорабатывать. В компьютере это проще и быстрее. Для своих проектов люблю рисовать на бумаге. Использую в основном чернила и акрил, так же экспериментировал с карандашом и акварелью.
6. Как ты учился рисовать? Каков твой творческий путь?
Специально не учился, все на своем опыте или в начале копируя других. В детстве рисовал в кружке. Мама у меня рисовала часто в свое удовольствие. Корни видимо были заложены там. Потом долгое время меня это не интересовало. Увлекся дизайном уже только в институте. А рисовать начал, как уже говорил, только к 30 годам. Творческий путь для меня это вся жизнь.
В детстве я любил собирать и клеить из картона, увлекался разными конструкторами, потом было увлечение радио аппаратурой. Я паял и собирал радио схемы, это было от отца. Потом было сильное увлечение музыкой. Я играл на бас гитаре в рок группе. Мы успешно выступали, гастролировали по России. Записывали альбомы. Всегда знал, что моя профессия будет творческой. И со временем увлекся визуальными направлениям. Ну а потом были дизайн и иллюстрации. Что будет дальше я не знаю. Творческий путь я не ограничиваю профессией.
7. Твой обычный рабочий день — какой он?
О! Я много с этим работал. Фриланс дисциплинирует. Я даже писал об этот в своей статье о фрилансе. Есть выше по тексту. Принято считать, что фрилансеры работают ночью, встают к обеду, с ними трудно связаться, сроки растягиваются и вообще много мифов о распорядке дня фрилансера. В общем так оно и есть, но это для фрилансеров скорее начинающих или совсем не опытных. Вопрос лишь в том, что очень трудно самому себя организовать в отсутствии начальника. У многих это просто не получается, вот и приходится ночью работать.
Если говорить о профессиональных фрилансерах с большим опытом работы, то там ситуация обратная. Вот к примеру мой день сегодня. Обычный будний день.
Я стараюсь сочетать в течение дня работу и спорт, семью, отдых и т.п. И по опыту понял, что в таком режиме вообще не устаешь. Очень много успеваешь. И особо нет нужды в выходных или отпуске, разве что с целью получения нового опыта или путешествий.
8. Кто твои учителя? Чьи примеры тебя вдохновляют?
Конкретных учителей у меня нет. В разное время меня вдохновляли разные художники, дизайнеры, иллюстраторы и вообще любые творческие люди. Поэтому я тут конкретных имен называть не хочу. Скажу лишь, что лучший учитель для меня — это мой личный опыт. Я просто пробую, что-то получается, что-то нет. Это формирует мое движение вперед.
9. Кто твои клиенты? Кто из них больше всего запомнился и почему?
Клиенты самые разные из разных частей мира. Сейчас в основном это все-таки Россия и Москва. Даже иностранцы приходят через российские агентства, поэтому в результате работаю с нашими. Наиболее интересный, который запомнился, это наверное работа для компании NIKE. Я тогда только начинал формировать свой стиль. И они ко мне обратились сделать дизайн для футболки их новой коллекции в США. Интересно еще и то, что работал напрямую с дизайн студией NIKE в США. Подробно об этом проекте я описал в своем блоге. Можно почитать о создании эскизов и реализации всего проекта: Как я рисовал для NIKE.
10. Какие книги тебя мотивировали и помогли тебе и как специалисту, и как личности?
О детских впечатлениях не буду говорить ). Во взрослой жизни очень помогла книга «Успех без офисного рабства», Эрни Зелински. После ее прочтения я окончательно решил перейти на фриланс, хотя это было сложное решение. Это сильно изменило мою жизнь. И еще из недавнего — «Как работать по 4 часа в неделю», Тимоти Феррис. Очень классная и динамичная книга. Реально она о том, как справляться со всеми делами, как высвободить для себя время. Всем рекомендую, особенно фрилансерам.
Еще несколько книг есть у меня в блоге, но это уже по саморазвитию, мне сейчас эта тема очень интересна. В основном интересуюсь этим направлением. По дизайну и иллюстрации в основном обхожусь просматриванием онлайн блогов, подписками и т.п.
11. Бывают ли у тебя творческие кризисы? Как ты их преодолеваешь?
Да периодически бывают. Но я как то не переживаю о них. Просто знаком с природой появления подобных кризисов, по крайне мере у меня. На самом деле это всегда признак роста. Когда внутри растешь быстрее чем растут твои навыки и физические возможности, вот и появляется кризис. Обычно, просто продолжаю действовать, не паникую и очень скоро результаты удивляют меня самого. Но, обычно, у меня много всяких идей в голове или клиенты подкидывают идеи, так что совсем не до кризисов. Просто не останавливаюсь и в период кризиса не сжигаю все ранее сделанное )
12. Как ты ловишь вдохновение? Твои сайты для вдохновения?
Люблю смотреть работы разных художников, дизайнеров, портфолио студий и так далее. Это сильно вдохновляет на новые идеи. В основном сейчас все смотрю на Behance.net, там очень много всего из области визуального искусства, дизайна и иллюстраций. И они постоянно выкладывают что то новое. Так или иначе все тенденции там можно отследить. Так же подписываюсь на фейсбуке на страницы всех художников, которых встречаю в сети. Так что в ленте всегда есть что-то для вдохновения.
Опять же планов разных очень много. Если не заказы вдохновляют, то есть свой список того, что хотелось бы реализовать. Но самое хорошее, когда заказ совпадает с внутренним творческим состоянием и это сильно вдохновляет. Кроме этого постоянно посещаю разные концерты, это тоже хорошо подпитывает. Ну и обычное общение с друзьями и коллегами приносит много идей.
13. Как давно ведешь блог? Почему пришла идея вести блог?
Блог начал вести в прошлом году. Просто появилось желание рассказать о сделанном или просто о интересном. Пишу не очень много, но надеюсь кому то это будет интересно. В последнее время добавляется много новой информации.
14. Ты продаешь свои картины на Ярмарке мастеров — как пришла такая идея?
Да картины продаю на Ярмарке мастеров. Там, кстати, сейчас у меня распродажа, и все сравнительно недорого. Я рисую в свободное время, просто в свое удовольствие. И вот работ скапливается такое количество, что уже нужно это куда-то из дома выносить ) В общем решил их просто распродавать, или дарю друзьям на дни рождения, если им нравятся. Картины — это для меня тоже хорошая практика. Помогает отвлечься от заказов, поэкспериментировать с материалами, найти новые идеи.
15. Нужно ли специальное образование, чтобы быть успешным?
Я думаю, конечно, нужно иметь специальные знания, что бы стать успешным. Но для этого не обязательно посещать учебные заведения. Многие люди могут обучаться самостоятельно и делают это очень эффективно. Так что знания нужны, но как их получить, это дело каждого. Сейчас много информации в интернете, каждый может учиться самостоятельно или удаленно. Но для кого-то это подходит плохо и нужно, все-таки, посещать учебные заведения. История знает многих успешных людей из разных областей, которые не имеют специального образования, но учились много сами. Бывает, к сожалению, и наоборот )
Думаю, что главным все-таки является сильное внутренней желание стать тем кем ты хочешь, а остальное — это инструменты. Так что мой ответ – нет. Не обязательно иметь образование, но знания и навыки так или иначе придется получить. Но когда профессия действительно нравится, получать навыки одно удовольствие.
16. Работа в компании или работа на себя — твои предпочтения?
Из изложенного выше следует, что все-таки работа на себя мне ближе. И работа вне команды. Т.е. полное авторство над проектом для меня предпочтительно. Но для кого-то наоборот важна команда, работа в компании. Думаю каждый должен хорошо послушать себя и решить что ему ближе. Мне нравиться полностью управлять своим временем, не зависеть от других людей, самостоятельно принимать творческие решения и воплощать их в жизнь от начала и до самого конца. Думаю, что такая стратегия даже неосознанно могла определить выбор профессии, а не наоборот. В любом случае сейчас этот так, но все может измениться )
17. Какие современные тренды дизайна (иллюстрации) ты бы отметил?
Я не буду говорить о трендах в графике. Достаточно посмотреть современные сайты о дизайне и иллюстрациях и там все понятно без долгих пояснений. Но я хотел бы сказать вот о каких трендах или уже даже тенденциях. Мне очень нравиться, что в последние несколько лет на западе да и уже у нас, стали появляться маленькие студии дизайна. Их организуют буквально 1-2 человека. Как правило это художники, дизайнеры со своим стилем и принципами работы. Они делаю очень интересные коммерческие и собственные проекты. Это независимые студии. Очень маленькие. Часто не формальные. Они сознательно не увеличивают штат и четко придерживаются своей эстетики и философии.
Не хочу сказать, что за этим будущее. Но это очень хорошая альтернатива большим и неповоротливым дизайн студиям и рекламным агентствам. И очень свежий взгляд. Здорово, что независимые личности не уходят на работу в большие агентства, а создают такие студии, где могут раскрыться в полной степени. Опять же, это стало возможным с развитием интернета и современных технологий. Содержать маленькую студию сейчас ничего не стоит, а работать можно со всем миром, не привязываясь к расположению.
18. Твои советы новичкам фрилансерам — дизайнерам, иллюстраторам?
Да что советовать ) просто оставайтесь собой как можно дольше. Следуйте своим внутренним идеям и реализуйте их не смотря ни на что. Работайте каждый день над этим. Это и будет вести вас к успеху. Остальное приложиться. Ну и если у кого то будут вопросы, то с удовольствием отвечу.
Очень понравился графический стиль твоего собеседника, особенно последняя картинка. Дикое переплетение культуры, цивилизации, природы — многомерно! И спасибо за интересное интервью, конечно.