Почему появляются некрасивые сайты и нужна ли дизайнеру критика
40
1807407-06-2018
Все началось с того, что один мой хороший знакомый в достаточно почтенном возрасте решил освоить компьютер. И вот, после курса обучения компьютерной грамотности он наконец с гордостью представил мне свою первую презентацию, сделанную в Power Point. Мягко говоря, я была озадачена, поскольку презентация была ужасная. Шрифт не читался, количество эффектов зашкаливало, картинки не выровнены. Но при этом автор просто светился от радости.
1. Проблема доступности
В общем, я стала размышлять над этим феноменом. Почему человек неплохо разбирающийся в живописи и которому не чуждо понятие гармонии в итоге сделал такую ужасную работу и при этом в упор этого не видит? Давайте для начала вспомним некоторые ситуации из жизни, в которых человек также ведет себя весьма странным и нелогичным образом.
Например, человек, который впервые попал к шведскому столу, скорее всего, положит на свою тарелку по возможности максимальное количество блюд. Хотя обычно ест умеренно. Или, например, девочка-подросток, которая решила тайно воспользоваться маминой косметикой, скорее всего превратит свое лицо в боевой раскрас индейца. Хотя достаточно совсем немного косметики, чтобы подчеркнуть достоинства.
Или уж совсем недавний эпизод из моей практики. Этим летом мне подарили акварельный набор для рисования. До того я рисовала, по-моему, только в детском саду. Так вот, начав рисовать, я уже не смогла остановиться, и в итоге воспользовалась всеми красками, имеющимися в наличии. В результате чего нарисованный мной пейзаж переливался всеми цветами радуги.
Все эти случаи, как мне кажется, объединяют два момента. Первый, у всех персонажей были в достаточном количестве доступны какие-либо объекты (еда, косметика, краски). И второе, человек абсолютно не представлял, что с ними делать. Как питаться у шведского стола, как накладывать макияж и как рисовать акварельными красками.
2. О правилах веб-дизайна
Сначала поговорим о правилах вообще. Что делает человек перед тем, как начать водить машину? Правильно, учит правила дорожного движения, тренируется с инструктором и только потом начинает ездить самостоятельно. Так или иначе, в любой области нужно сначала изучить теорию, и только потом делать самостоятельные шаги. И тут не важно, что ты умный и образованный. Хочешь водить машину — учи правила.
Или вспомним хозяйку, которая готовит суп. Почему она не кладет в тот же борщ ананасы, например, или макароны. Да потому, что существует рецепт, согласно которому в борщ кладутся только определенные продукты и хозяйку абсолютно не смущает, что у нее холодильник ломится от продуктов. В борщ она положит только необходимые продукты.
Что мы имеем, если перенести ситуацию на веб-дизайн. Вот человек научился пользоваться фотошопом (или любой другой графической программой) и у него в распоряжении оказывается огромное количество шрифтов, стилей, текстур, эффектов, клипартов. Но при этом он не знает рецепта, согласно которому надо действовать и он понятия не имеет как их правильно сочетать и компоновать. В итоге человек стремится попробовать все подряд и по-максимуму использовать весь имеющийся в наличии арсенал. Так появляются некрасивые сайты.
3. А где же самокритика?
Тогда возникает вопрос, ну почему же тогда сам автор не видит, что его работа, мягко говоря, далека от совершенства. Ведь вроде человек и вкусом обладает, и знаком с лучшими образцами живописи, и красивые сайты тоже видел. И тем не менее становится глухим и слепым по отношению к своей работе.
Тут все просто. Человек получил такое удовольствие от творчества и самого процесса созидания, что полученные положительные эмоции просто вытесняют все остальные мысли, тем более негативные. Он просто горд от того, что сделал своими руками что-то, чего раньше делать не умел. Вспомните свои ощущения, когда вы первый раз сами повели машину. Да бог с ней, что она периодически глохла, зато кайф то какой! То есть по сути, человек получил гораздо большее удовольствие от процесса, чем от результата.
4. Как воспринимается критика
Теперь посмотрим, что происходит, после того, как автор выставил на всеобщее обозрение собственную работу. Люди начинают критиковать, поскольку они видят, что в работе нарушены многие правила веб-дизайна и выглядит она не очень. Они то видят только неудачную работу в сухом остатке, и все те огрехи, которые в этой работе присутствуют. Они то не вдохнули кайфа от чистого креатива, который возникает в процессе творчества и под действием которого находится автор работы.
В итоге это играет злую шутку с автором работы и он начинает воспринимать критику, как личную обиду, поскольку он чувствует посягательства на его положительные эмоции от процесса. Поэтому следует очень четко понимать, что в критике нет ничего личного. В большинстве своем люди просто говорят о том, что видят. И как правило, они абсолютно ничего не имеют против автора лично.
5. Недоверие к критикующему
Есть еще один тонкий момент, на который хотелось бы обратить внимание. Зачастую человек абсолютно не способен воспринять критику по той простой причине, что не доверяет мнению критикующего. Типа, а кто вы такие, что можете критиковать. Одно дело, если вас критикует, например Тема Лебедев, или человек, который для вас авторитет в дизайне. Но как быть с тем, что практически любой пользователь интернета может запросто подвергнуть критике вашу работу.
Тут скорее всего, надо ориентироваться по количественному показателю. Если 90% пользователей говорят, что с работой что-то не то, то скорее всего это так и есть. Поскольку абсолютно в каждом человеке присутствует внутреннее чувство гармонии. И если профессионал в веб-дизайне может по полочкам разложить все ваши ошибки, поскольку владеет соответствующими знаниями и терминологией. То условный простой пользователей интернета просто чувствует дискомфорт, о котором и сигнализирует автору работы. Так что учите правила и, как говорится, ничего личного!
Комментариев 40 комментариев
@ZeroXor:
Я тоже однозначно считаю, что критиковать надо только в случае, если об этом просят.
Хорошая статья. Доступный язык в написании — это тоже своего рода талант.
Что же касается критики: как верно заметил @ZeroXor — человек на самом деле может находиться еще в процессе… А от обилия новых возможностей, инструментов и т.д. элементарно сносит крышу )
К тому же, мне кажется, подавляющее большинство не способны воспринимать критику вообще (хотя и пытаются утверждать обратное). Поэтому, любую критику можно перевести в обсуждение. Поинтересоваться почему так, а не вот так. И свою оценку начинать со слов «а может попробовать так…». От диалога на равных пользы будет гораздо больше, чем от растопыренных пальцев и попытках унизить. Хотя, это уже крайний случай. Профи так никогда не сделают (есть конечно особо звездные исключения). Подобное поведение в большей степени подходит к «мастерам»-анонимщикам (если говорить про интернет). Но этих, вообще не нужно воспринимать. Ну или хотя бы попробовать оградиться от них. Живущих по принципу: все в г*не, я в белом фраке — можно только пожалеть ))
@Наташа Клевер:
Замечательная статья, Наташа! Все точно так, как ты говоришь. Поэтому я свои компьютерные рисунки до сих пор рисую в Paint, хотя перепробовала очень много векторных и растровых программ. Но я там не могу рисовать, все начинается и заканчивается бесконечными пробами эффектов и возможностей. Точно, как ты написала — все хочется попробовать, а в итоге рисунок, даже элементарный не нарисован, а результат примерно такой, как у тебя в акварельке.
Художник и дизайнер — две противоположные профессии. Редко, кто умеет их совмещать. Поэтому я очень быстро поняла, каким ужасным дизайнером я бы стала, если бы доучилась все-таки на графическом дизайне.
Надо всегда советовать людям заниматься профессионально только с тем, что у них бесспорно хорошо получается. Хобби — другое дело, там важно удовольствие от самого процесса.
@Vadiem:
Спасибо! Ты прямо все в точку говоришь. У меня на март запланирована еще одна статья, про то как надо реагировать на критику, так там практически слово в слово ))
@Maria Trudler:
Спасибо, Маша! Если честно, меня больше всего озадачило то, что если ты хороший дизайнер, то это не значит, что ты хороший художник и наоборот. Хотя, казалось бы, люди смежных творческих профессий. Вот и получается, что любым делом надо заниматься профессионально 🙂
ИМХО критика нужна в разумных пределах и с объяснением сути.
Критика без объяснений почему почти безсмысленна.
Для создателя же нужно просто отложить работу после завершения на день два и взглянуть свежим взглядом — ох как же самому становится непонятно — и я такое сделал? (обычно работа через время кажется хуже, хотя бывали исключения 🙂 )
@Наташа Клевер
Я не подсматривал! Честно-честно )))
Да, это, мне кажется очевидные вещи и я уверен, что ты такого же мнения.
Ждем статью! Уверен, в ней будет изложено все гораздо подробнее и интереснее )
@ZeroXor:
По моему Вы просто боитесь ошибется.
@Ред:
Да в общем то это тоже правильно. Иногда лучше перестраховаться, чем обидеть человека незаслуженной критикой. Тут осторожность не помешает ))
Спасибо за статью, Наташа! На мой взгляд, новичка в любой сфере, не только в дизайне, нужно критиковать очень осторожно. У меня был такой опыт, что мою первую работу в фотошопе раскритиковали в пух и прах. После этого я полгода не включала фотошоп и вообще была уверена, что не буду заниматься этим никогда). Слава богу, что через полгода все прошло!
@Марина:
Да, такое бывает, к сожалению… Очень вам сочувствую. Но вы молодец, что не опустили руки и продолжаете заниматься. В конце концов не должно чье то негативное мнение влиять на выбор человека…
Отличный текст! Сравнение с борщом, на мой взгляд, особенно верно 🙂
Спасибо за статью. Если уж говорить непосредственно о некрасивых сайтах, то нужно учитывать, что появляются они и у профессиональных дизайнеров. Причина очень проста — умение создавать качественные изображения еще не дает возможности создавать дизайны сайтов.
В своей практике я очень часто сталкивался с ситуациями, в которых придраться к стилистике, качеству исполнения, компоновке цветов и прочим исключительно дизайнерским моментам — было нельзя. Но сам дизайн сайта выглядел тот самый поддельный воздушный шарик из анекдота — «все в нем как надо, но не радует».
Тоже самое было и с дизайнами — смотреть можно, а пользоваться — нельзя: масса тяжелой графики, отсутствие понимания юзабилити, «статичная» компоновка элементов и т.д. Чаще всего, это проблема полиграфических дизайнеров, переходящих в web.
Если проводить аналогии с описанными в статье примерами, то просто умения варить борщ недостаточно — по-настоящему хорошее блюдо получается только у той хозяйки, которая не только обладает знаниями, но еще и «чувствует» блюдо. А для этого нужно сварить минимум десяток-другой кастрюль, да еще и желательно по разным рецептам.
@Фил:
Спасибо! Сама люблю простые и понятные объяснения 🙂
@Yaroslav.CH:
Все правильно. Тренировку и практику еще никто не отменял. В любой области чтобы достичь вершин надо тренироваться. И все-равно, даже это не является гарантией успешности. Это тот случай, когда одному дано, а другому ну не дано и все тут ))
Мастерство не приходит сразу. Нужна тренировка, согласна.
Но и критика нужна. Причём всякая 😉 Нужно просто заранее себя к этому готовить, если вообще собираетесь делать сайты. В интернете на новичка всегда обрушивается тонна критики. Да и не на только новичка. Принимать критику и анализировать, с ясным умом. И, главное, прислушиваться к тем людям, которым доверяешь, т.к. в сетиесть мнооого тех, кто критикует просто ради прикола.
А почему нет критики этого сайта? 😉
@Юлия:
Так мы же вроде выяснили, что критиковать можно только тогда, когда об этом просят 🙂
@Наташа Клевер: Ну не просите, ладно 🙂
Но скажу хорошее, мне нравится, как у вас подвал сделан, цвета фон, шрифт. На своём блоге пока подвал не нравится, буду переделывать.
@Юлия
Критика, говорите… )
Ваш подвал просто другой по определению. С минимумом информации. Обычно, это делают целенаправленно и обдуманно. Я, к примеру, сторонник минимума в подвале. Поэтому у меня он тоже можно сказать отсутствует. Полагал, что и Вы придерживались такого построения информации.
Единственное, что меня смущает — наличие счетчиков. Они просто разные по размеру. От этого может быть возникает ощущение разрозненности.
Может имеет смысл перенести их в сайдбар? Как считаете? И добавить светлые плашки под блок с баннерами и гуглрекламой (так же как в блоках «Рубрики», «Теги» и т.д.).
P.S. Наташа, прости за оффтоп.
@Юлия:
Спасибо! 🙂
@Vadiem:
Вадим, я всегда рада твоим комментариям. Ты всегда и толково расскажешь и тактично объяснишь если надо ))
@Наташа Клевер
Спасибо, Наташа. Ну…. насчет «тактично» — я еще могу как-то (потупив глаза) согласиться. А вот насчет «толково»… незнаю )) Иногда наговоришь такого, что потом сам не понимаешь, чего хотел сказать )))
@vadiem: Спасибо, что посмотрели. С счётчиками я ещё не определилась, да и с самим подвалом тоже пока толком, но, конечно, в моём случае он не будет большим.
Насчёт сайдбара думала, руки пока не доходят попробовать варианты. 🙂 А как думаете, если вместо счётчиков-кнопок сделать текстовые варианты ссылок, не заметно и мало места… кнопочки такие просто не очень люблю.((
эмм, ничего что не по теме немного.. 🙂
@Юлия
По поводу текстовых вариантов… Я не уверен, можно ли это сделать с Li и mail’ом. Могу конечно ошибаться.
А вообще, взгляните на подвал блога у Наташи. Что мы там видим? Правильно! Всего один счетчик. Ну и плюс счетчик rss подписок. И этого вполне достаточно. Ставить дублирующие мне кажется смысла нет. Во всяком случае в видимом варианте )
@Юлия:
Ничего-ничего, я одним глазом тоже поглядываю 🙂
@vadiem: Дублировать не буду рубрики. А насчёт счётчиков у меня кое-какие взгляды.. многие, конечно, утверждают, что они и обратные ссылки мало дают результата в увеличении Тиц, но хочется на своём опыте убедиться в этом. 😉 Только из-за того, что они такие страшненькие кнопочки, у меня их немного.
@Наташа Клевер: 🙂
@Юлия
Вон даже как! Эксперименты это дело конечно хорошее ) Ну, тогда могу подсказать один способ (если хочется поставить сразу много разных) — сожмите все эти кнопочки до размера 1х1 px. Видно ничего не будет, а для экспериментов в самый раз ))
Правда это дело не очень понравится «хозяевам» пузомерок (если узнают конечно). Но, с другой стороны — пусть рисуют тогда вменяемые кнопки, чтобы люди сами хотели ставить их в свои блоги )))
@vadiem: О! Спасибо-спасибо за совет, посмотрю, что можно сделать))
Наташа спасибо за полезную информацию. У Вас на сайте много грамотных советов, редко встретишь такой адекватный сайт. А Вы не могли бы мне посоветовать по поводу критики, напишу в двух словах: я в дизайне уже лет 6.. работала в разных направлениях, последние года 3 в веб дизайне. И вот вчера написала на дизайнерском форуме объявление о своих услугах (иногда так я ищу заказы) и последовала абсолютно неадекватная реакция, первый раз такое. Трое форумчан в нелестных выражениях написали что мое портфолио г…но и что за такие работы денег не даст ни один заказчик и прочие гадости. Критика очень жесткая и не конструктивная, ничем не обоснованная (конкретно не сказали что и в каких макетах так сильно не понравилось). Хотя к грамотной критике я отношусь очень хорошо — она помогает развиваться мне дальше. А как относится и реагировать на такие ситуации как Вы считаете?
@Ирина:
Ирина, спасибо за добрые слова. ))
А по поводу критики… Во-первых, как не печально, но сразу выкинуть из головы обидные слова скорее всего у вас не получится. Все равно еще несколько дней вы будете прокручивать в голове фразы и вести внутренние диалоги, переживая очевидную несправедливость. Поэтому держитесь и просто знайте, что через несколько дней эмоции поутихнут и ситуация отойдет в прошлое.
Во-вторых, по поводу критикующих… Я сама иногда не могу разобраться в причинах, побуждающих людей писать очевидно несправедливые вещи. Скорее всего их целью и было вас обидеть и зацепить. Именно для этого все и говорилось. Поэтому не поддавайтесь на их цеплялки.
Я очень уважаю людей, которые что-то делают и имеют смелость выставлять свои работы на всеобщее обозрение. В отличие от критикующих. Просто помните об этом. То что вам сказали — это просто слова. А вот если вы на форуме найдете адекватного заказчика, это это гораздо важнее! Так что успехов вам, не обращайте внимания на глупости и верьте в себя! 🙂
Спасибо за понимание. Я очень стараюсь. Кстати эта история уже закончилась и совсем неплохо: модератор того форума извинился передо мной и удалил все те гадости, которые мне написали. Слава Богу не все там такие на форуме.
@Ирина:
Я очень рада, что ситуация разрешилась таким образом. И что модератор извинился и удалил посты. В данном случае это самое правильное решение. Необоснованные нападки и гадости однозначно надо пресекать.
По моему мнению, картинка оживает когда глядя на неё видишь смысл не замечая графики, которая как аромат лишь дополняет его, но если я вижу графику а не вижу смысла тогда это …… даже если грамотно выполнено.
А по поводу критики, есть вещи которые видят только профессионалы,и они детально обсуждают их при разборе выставленного на обсуждение предмета,осыпая пеплом голову новоявленного дизайнера, но продукт делается для людей которые оценивают по другим критериям.Они могут и не заметить что тени падают в разные стороны и т.д., они этого и не замечают, а вот сюжет и всё остальное оценят обязательно!
@Юрий:
Я тоже такого же мнения, что когда не замечаешь графику, а видишь суть, это всегда привлекательнее профессионального исполнения, сделанного без души…
@Наташа Клевер: Хоть в чём то у нас совпали точки зрения. 🙂
@Юрий:
А чего, у нас разве были разногласия? 🙂
Ой, Наташа, как всегда Вы в точку. Я достаточно много времени посвящаю изучению теории (я продолжаю отбивать нападки близких, что мол, хватит уже читать, пока не попробуешь — не научишься). Я полностью разделяю с Вами мнение, что надо сначала «утвердиться» в теории. Всё было бы хорошо, но я сам решил «попробовать свои силы», ведь кое-какие знания появились. И вот — весь преисполненный уверенностью в себе, я совершил попытку))) Я был так горд собой — ведь я всё-таки сделал. Мнение всех моих сошлись — они говорили, что это даже не web 1.0. Я так разозлился, даже не на них, а на себя, что столько трачу времени на это, а в итоге ничего сделать не могу. Ушёл в «депрессию»…
И только сейчас восстановился после этого удара, так скажем. А помог мне, кстати, абсолютно неожиданный источник — информационные таблички))) Я был в Испании. там все таблички выполненны по законам типографики и дизайна. И я увидел, что могу понимать и видеть почему эти таблички понятны на интуитивном уровне, ты, даже не зная языка, можешь понять о чём речь.
В общем, благодаря этому я восстановился)
@Сергей:
Ну, во-первых, правильно делаете, что ориентируетесь прежде всего на свое мнение. Если чувствуете, что вам надо еще почитать — читатйте и никого не слушайте ))
Во-вторых, хочу сказать, что первая работа редко у кого получается шедевром. Это скорее опыт, чтобы почувствовать руками, познакомиться с предметом, так сказать. Поэтому сначала лучше делать что-то простое, даже примитивное. Главное чтобы все правильно было сделано.
Ну и в третьих, вы просто молодец. что сами разрулили эту ситуацию. Всегда считаю, что если у человека есть ум, то им надо пользоваться себе во благо. Как вы и сделали с этими типографическими табличками, проанализировав ситуацию и сделав правильные выводы.
Желаю вам успехов и в изучении теории и в практических занятиях ))
Наташа, мне показались очень жизненными Ваши наблюдения. Сам, как начинающий блоггер, наверно, страдаю такими недостатками. Кстати, к критике отношусь вполне нормально, более того, с благодарностью. Какой смысл выслушивать лицемерные дифирамбы, если на самом деле ты сделал то, что людям не нравится? Лучше — честный обмен мнениями, но, конечно, без хамства.
А обижаться на критику не стоит. На обиженных воду возят.
Желаю Вам успехов.
@Сергей:
Спасибо, Сергей! Вам тоже успехов ))
Мне многие пишут, что мой сайт неудобен и некрасив, но для меня он идеален. Поэтому критику надо правильно воспринимать, и улучшать только по советам правильных и опытных людей. Так как всем не угодишь_)_)
@Андрей: Абсолютно правильно! ))
Вообще стараюсь никогда не критиковать. Как раз по той простой причине, что не хочу обижать человека, который, может быть, еще находится в эйфории от процесса создания сего «шедевра». Критикую только в том случае, когда попросят.